КУСТАНАЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Система образования в Кустанайской губернии, а затем и области всегда имела достаточно хорошую перспективу подготовки, становления и развития педагогических кадров. Она была обусловлена тем, что в области шел постоянный рост сети школ. Это требовало систематического пополнения их новыми учителями.

Нехватка учителей для Казахстана и области было явлением давним. Оно перешло еще с дореволюционной России. Особенно не хватало национальных кадров. кгпи

Педагогические учебные заведения в республике только начинали создаваться. Новое время поставило перед правительством республики важные задачи в области образования. Нужно было срочно формировать высшие учебные заведения для подготовки учителей разного профиля. В 1921 году в республике работало только четыре института народного образования, но они не удовлетворяли потребности школ. Учителя для них готовились в других вузах СССР. Из Кустанайской губернии в 1923 году было направлено в вузы СССР и Казахстана 23 человека учится педагогическому делу. В губернии продолжало расти число школ, шла борьба за ликвидацию неграмотности, соответственно потребность в учителях систематически возрастала. Чтобы как-то решить проблему обеспечения школ учителями и особенно учителями - казахами в 1923 году в г. Кустанае открывается педагогический техникум. Но и это не решило проблему. Число школ росло. Если в 1923-1924 учебном году их было лишь 234, то 1927-1928 учебном году число школ выросло в два раза и составило 431.

Проблема подготовки учителя была всегда в центре внимания руководства Казахстана. В республике в 1936 году было 25 педагогических техникумов с планом приема 2365 человек. Подготовка в педагогические техникумы велась в следующих направлениях: подготовительные классы, школьное, дошкольное, физкультурное обучение, библиотечное дело.
Известно, что 1930 году в стране вводится всеобщее обязательное начальное обучение. Были определены сроки его введения, приняты соответствующие документы, определившие режим работы школы, ее структуру. В округе школы росли быстро. Возрастала потребность в учителях, менялось отношение к ним, улучшался их статус, материальное положение. В 1936 году устанавливается персональное звание «Учитель начальной и средней школы». Почетное звание - «Заслуженный учитель». Заработная плата учителя была доведена до уровня оплаты труда инженерно-технического персонала на промышленных предприятиях.
В области в 1936 году уже работало четыре педагогических техникума. Это Кустанайский казахский педагогический техникум, Кустанайский русский педагогический техникум, Темирский казахский педагогический техникум и Федоровский педагогический техникум.
Одновременно функционировал Кустанайский институт народного просвещения (он же Казахский институт просвещения). Это был целый комплекс, осуществляющий различные функции, но стационарного обучения студентов он не вел. В области не было вуза, хотя база для его открытия уже вырисовывалось.
29 июля 1936 года была образована Кустанайская область. Она получила некоторую часть молодых специалистов, окончивших центральные вузы, в том числе ленинградские, московские и алматинские. Однако в связи и бурным развитием народного просвещения недостаток в учителях не уменьшался, а возрастал. В области работало уже 550 начальных, 73 неполных средних и 18 средних школ. В них обучалось около 65 тысяч учащихся. Назрел вопрос об открытии учебного заведения, которое за небольшой срок выпускало бы учителей специалистов по отдельным дисциплинам и предметам.
По согласованию с Совнаркомом Казахской ССР и Наркоматом просвещения республики Президиум Кустанайского исполнительного областного комитета Совета депутатов трудящихся 21 августа 1939 года принял постановление «Об организации Кустанайского учительского института и его отделений», в котором говорилось:
1. Организовать на базе Кустанайского педучилища с 1 сентября с.г. Кустанайский двухгодичный институт в составе двух факультетов - физико-математического и естественно-географического;
2. Организовать при институте подготовительное отделение и сектор по заочному обучению.
3. Произвести до 1 сентября новый прием студентов:
а) на основные факультеты - 120 человек;
б) на заочный сектор - 50 человек;
в) на подготовительное отделение - 70 человек.
Итого: 240 человек.
Преподавательский состав института в 1939 году был сформирован из местных кадров, за исключением бывшего директора объединенного оперного театра в г. Алма-Ате И.П. Найденова, назначенного директором Кустанайского учительского института по приказу Наркомпроса Каз. ССР № 2504 от 1 октября 1939 года. В штатном расписании института значилось 4 кафедры (основ марксизма - ленинизма, педагогики, физики и математики, естествознания и географии) и 13 преподавательских единиц, но и они не сразу и не все были заполнены. Значительного опыта работы практически никто не имел. Не было и лиц с ученой степенью и званием. Общий педагогический стаж большинства преподавателей составлял от одного до трех лет. Заведующим кафедрой основ марксизма-ленинизма был назначен Х.Ф. Юманкулов, бывший партийный работник. Кафедру естествознания и географии возглавлял выпускник университета М.Б. Гренадер. Химию вела преподаватель Кадушкина. Кафедрой физики и математики заведовал бывший директор Кустанайского русского педагогического техникума И.И. Московкин. На этой же кафедре работали в качестве старших П.П. Ким, А.Ф. Дю, Б.Н. Шибаев. Русский язык преподавала Сизова, казахский - Г. Асанов. Военное дело преподавал Ольховский.
Первый набор студентов был сформирован в основном из числа молодежи Кустанайской области, хотя в зону обслуживания института входили также Акмолинская, частично Северо-Казахстанская и Актюбинская области. Подготовительное отделение просуществовало всего один год. Его выпускники в 1940 году были зачислены на учебу в институт, а новый набор на это отделение больше не производился. Осенью 1940 года в институте открылось заочное отделение по тем же специальностям, что и на стационаре; на 1 курс было принято 68 человек.
В 1940-1941 учебном году преподавательский состав увеличился почти вдвое. По конкурсу, объявленному в «Учительской газете», в институт прибыло ряд специалистов из других вузов: на должность зав. кафедрой естествознания и географии - Ф.К. Сташевский из Томского университета, на должность и.о. доцента кафедры физики - Альтман из Одессы и др. По направлению Наркомпроса в качестве преподавателя русского языка и литературы приехала выпускница Ленинградского университета В.К Иванова. В первый же год своего существования институт превратился, как сказано в заключении комиссии Наркомпроса КазССР, в «учебный комбинат, охватывающий учебные единицы: учительский институт, подготовительные курсы, одногодичные курсы учителей V-VII классов, курсы работников социалистического строительства». Руководителями и преподавателями всех подразделений этого комбината являлись в основном работники института. Они были организаторами, постоянно действующих семинаров директоров и завучей школ, для учителей-предметников читали циклы лекций.
Второй учебный год работы учительского института был первым выпускным годом. Он же оказался и последним мирным годом. Студенты-выпускники получили дипломы, когда началась Великая Отечественная война.
27 июля 1941 года первые выпускники Костанайского учительского института, сдав государственные экзамены, получили дипломы, а 28 июля в 6 часов отправились на фронт, защищать свою Родину. Большая часть из них не вернулась с фронта. Дипломированные педагоги погибли как герои.
К началу Великой Отечественной войны институт сделал лишь первые свои шаги, становление его далеко не завершилось. Однако война заставила его коллектив принять на свои плечи все, что возлагало грозное время. Хотя вуз находился в глубоком тылу, образ его жизни, характер и условия работы резко изменились. Совершенно другим стал состав преподавателей и студентов. На первом же году войны ушли в Красную Армию 22 студента, 8 преподавателей и сотрудников института: И.П. Найденов, Х.Ф. Юманкулов, Т.М. Мусакулов, М.Б. Гренадер, Б.Н.Шибаев, Г.Асанов, Попов и Бисембаев. Были призывы студентов и преподавателей в армию во все последующие годы войны. Немногие из них вернулись. Немало ушедших из института пало смертью храбрых. Среди них бывшие преподаватели - математик Б.Н. Шибаев, физик Попов, преподаватель казахского языка Г.Асанов, помощник директора по хозчасти Бисембаев, студент Киселев и многие другие, чьи светлые имена, к сожалению, остаются пока неизвестными.
Преподавательский состав в годы войны значительно пополнился за счет эвакуированных работников вузов. Кафедрой физики и математики заведовал проф. П.Г. Куликовский, кафедрой естествознания и географии - проф. Л.И. Никонов, кафедрой педагогики - проф. Б.Б.Резник. Различные лекционные курсы читали доценты Матлин, Спиноза, Егорин и другие. На кафедре русского языка и литературы работал известный еврейский писатель-драматург Л.Б. Резник. Появление новых квалификационных кадров позволило осенью 1942 года открыть в институте отделение русского языка и литературы и соответствующую кафедру.
История Кустанайского учительского института, первого и долгое время единственного в области, - важная и славная часть летописи просвещения в области, крае, вдохновляющий пример подготовки специалистов в один самых сложных и трудных периодов жизни страны.
В 1944 году институту было присвоено имя Амангельды Иманова. Руководители института менялись на протяжении войны. После ухода в армию И.П. Найденова обязанности директора института исполняла О.Л. Белинская, затем ее сменил В.И. Сунцов. Заместителем директора института по научно-учебной работе был Ф.К. Сташевский, первым из кустанайцев получивший ученую степень кандидата наук.
Первый послевоенный год застал институт в небольшом полутораэтажном здании дореволюционной постройки на углу улиц Пушкина и Ташкентской. В 1946 году институт имел общежитие для студентов общей площадью 145 кв.м. Институт постоянно пополнялся новыми кадрами. Так, в 1948 году на кафедру русского языка и литературы прибыли молодые специалисты из КазГУ, ставшие впоследствии ветеранами института. Это были И.Т. Кирдяев, В.И. Кандалина, О.Д. Павлова. В том же году к работе в институте приступил Н.И. Кандалин, ставший вскоре заведующим кафедрой русского языка и литературы.
В 1949 году в институте открылся еще один факультет - исторический.
В начале 50-х годов было назначено руководство учительского института. Директором стал С.П. Терентьев, заместителем по учебной и научной работе Н.И. Кандалин. Заочным отделением по-прежнему руководил И.Т. Кирдяев.
В августе 1955 года осуществился первый прием на факультеты педагогического института. Аббитуриентами было подано более 400 заявлений. Экзамены прошли успешно, и в новом учебном году в аудиториях института приступили к занятиям 300 студентов. Среди первых студентов было несколько медалистов.
Число обучающихся в институте с каждым годом росло. В 1954-55 учебном году их было уже 731. Ежегодные выпуски превышали сто человек.
В соответствии с распоряжением Совета Министров Казахской ССР от 1 июля 1955 года и в целях повышения качества подготовки учителей средней школы и удовлетворения потребности в них Кустанайской области Министерство просвещения республики 5 июля того же года приняло решение организовать на базе учительского института Кустанайский педагогический институт на базе как стационарного, так и заочного отделения, имея два факультета - русского языка и литературы и физико-математический, с планом набора по 75 человек стационарные факультеты и по 50 - на факультеты заочного обучения.
В сентябре 1956 года в институте было определено обучение по специальностям: русский язык, литература и история; математика, физика и черчение (соответственно на историко-филологическом и физико-математическом факультетах).
В 1958 г. проведение конкурса позволило пригласить в институт кандидатов наук К.Г. Газизова, Б.М. Вольфсона, Н.П. Макушина.
В 1959-1960 учебном году открылись два новых отделения - педагогики и методики начального образования, физики и общетехнических дисциплин. В следующем году первое из этих отделений было преобразовано в факультет методики начального обучения (МНО). Возглавил его известный в Кустанае педагог, кавалер трех орденов, отличник народного просвещения Казахской ССР, учитель, директор школы, инспектор облоно, а затем и директор института усовершенствования учителей Б.Д. Мелехин.
Окончательно сложилась и утвердила себя система заочного обучения. В 1960 году оно имело в своем составе 4 факультета: математический, литературный, исторический и МНО. На протяжении ряда лет заочное отделение возглавлялось Г.Д. Джантуриным.
Постоянно управлялась материально-техническая база института. В 1958-59 учебном году начался постепенный ввод в эксплуатацию здания нового учебного корпуса по улице Тарана. В еще недостроенном здании проводились занятия, шло оборудование кабинетов и лабораторий. Институт нашел возможным выделить помещения для учебных мастерских, библиотек и читального зала, специальные комнаты для администрации, деканатов, медпунктов, хозяйственной части. Окончательно строительство было завершено в 1959 году, когда с полной нагрузкой стали использоваться 14 кабинетов, 9 лекционных аудиторий, актовый зал, читальный зал, книгохранилище, подсобные помещения общей полезной площадью в 1662 кв.м.
В 1957 году директором института был назначен Л.А. Середкин, бывший фронтовик. Деканом историко-филологического факультета стал К.М. Туманшин, выпускник аспирантуры при Казахском гос-университете имени С.М. Кирова. Впоследствии он стал доктором наук, профессором. Работал проректором по учебной работе, заведующим кафедрой научного коммунизма, политологии и др.
С июня 1959 года директором (ректором) института стал к.и.н. К.Г. Газизов, остававшийся на этом посту до 1971 года.
В 1972 году Кустанайскому государственному педагогическому институту имени А. Иманова бы-ло присвоено звание имени 50-летия СССР.
В 1979 году отделение заочного обучения было преобразовано в факультет заочного обучения. Первым деканом этого факультета был кандидат исторических наук, доцент Терновой И.К. В 1982 году он возглавил институт, став ректором.
С сентября 1981 года при институте действует факультет повышения квалификации директоров общеобразовательных школ, возглавляемый В.И. Овчинниковой.
Профессорско-преподавательский состав рос качественно и количественно. На 1 января 1984 года преподавательский коллектив включал 226 человек, в том числе 72 человека с учеными степенями и званиями. Кроме того, в институте работал 81 человек учебно-вспомогательного персонала, 29 библиотекарей, было 9 общеинститутских кафедр и 21 кафедра на факультетах.
Слава института была далеко за его пределами. В 1984 году коллектив педагогического института явился победителем во всесоюзном социали¬стическом соревновании среди организаций и учреждений системы Министерства просвещения СССР за успешное выполнение и перевыполнение заданий третьего года одиннадцатой пятилетки. Ему присуждено переходящее Красное знамя Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.
Институт быстро рос и развивался. Педагогический институт в 80-90-х годах обеспечивал область и Северные регионы Казахстана почти всеми специальностями учителей, доводя ежегодный выпуск до 700-900 человек. Соответственно рос и сам. В 1990-1991 учебном году здесь на 34 кафедрах работало 93 преподавателя с учеными степенями, в том числе 3 профессора и доктора наук. Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 6 августа 1992 года № 662 он преобразован в Кустанайский университет.
Документ по этому поводу гласит, что Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет:
1. Принять предложение Министерства образования Республики Казахстан, согласованное с Государственным комитетом Республики Казахстан по экономике, Министерством фи¬нансов Республики Казахстан, о преобразовании Кустанайского педагогического института имени 50-летия СССР в Кустанайский государственный университет с августа 1992 года в пределах бюджетных ассигнований, выделенных Министерству образования Республики Казахстан.
Педагогический институт был в составе университета почти 12 лет. За это время учительские специальности в основном сохранились, но часть их утратилась, преобразовалась. Школы не получали значительное количество учителей с соответствующим образованием.
Идея воссоздания педагогического института положительно была воспринята общественностью. В 2004 году Правительство принимает решение о создании в Республике 5 педагогических вузов, в т.ч. Костанайского государственного педагогического института. Так вновь с 1 апреля 2004 года, возродился педагогический институт как современный вуз Республики Казахстан.
Современный педагогический - творческое содружество ученых и педагогов, студентов, аспирантов и магистрантов, объединенных одной общей заботой - делом профессиональной подготовки учителя, воспитателя, историко-образовательного специалиста, проводника знаний, культуры и образования. Костанайский государственный педагогический институт - это сложный организм, составляющими которого является 8 факультетов, в т.ч. четыре классических, образованных 1939 году, и два совсем юных, открытых в 2004 году, но крайне необходимых современной школе. Это психолого-педагогический факультет и факультет искусств со специальностями: психология, педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, дошкольное обучение и воспитание, музыкальное образование, изобразительное искусство и черчение, инструментальное исполнительство. Всего же педагогический институт ведет подготовку учителей для системы образования по 20 специальностям.
Основным структурным учебно-научным подразделением педагогического института, осуществляющим учебную, методическую и научно-исследовательскую работу по дисциплинам, воспитательскую работу среди студентов, а также подготовку научно-педагогических кадров, является кафедра. В педагогическом институте функционирует 24 кафедры, на которых работает 254 преподавателя, в т.ч. два доктора, профессора, 53 кандидата наук, доцента. Ведущие курсы, как правило, читают высококвалифицированные, имеющие большой опыт работы в педагогическом институте, специалисты. Это док-тора наук Баймырзаев К.М., Кузембайулы А., Макотченко В.С., профессора, доценты, кандидаты наук Таскужина Т.Ж., Терновой И.К., Духин Я.К,, Новиков В.Н., Дайкер А.Ф., Путиев И.Г., Жаркова В.И., Елфимов Л.И., Демина Н.Ф., Бикташева Т.Ш., Маркос И.Б., Жакаева С.А., Утина З.И., Ханапин К.Г., Важева Н.В. и другие.
1 апреля 2004 года ВУЗ вновь приобрел статус педагогического, выделился из университета, он приобрел второе дыхание, и профессорско-преподавательский состав сейчас решает задачи формирования системы качественного совершенствования подготовки учителя, творчески работает над унифицированием учебных планов и программ совершенствования всего комплекса учебно-воспитательного процесса.